Двенадцать
лакеев, которые именуются красивым словом palafrenieri, несут украшенное, шелковое
кресло sedia gestatoria, на котором сидит седовласый старец - монарх Ватикана –
Папа Римский. Этот переносной трон, который использовался веками, можно считать
прототипом нынешнего папамобиля.
Кстати, упомянутое
кресло sedia gestatoria использовали до конца минувшего тысячелетия. И даже
появление машины в папском гараже никак не помешало верховному понтифику использовать
palafrenieri. В 1909 кардинал Фарлен подарил понтифику Пию Х лимузин Itala
20/30, но подарок остался невостребованным. «Родился я бедным, жил бедным, умру
тоже бедным», - сказал тогда Папа, который прослыл закоренелым аскетом. Поэтому
«святые колеса» самого первого папамобиля проехали только 12 километров. Да и ездить
Папе некуда было - до 1929 монарх не покидал пределы своих владений.
Позже Citroen
передал Святому Престолу красный папамобиль C6E Lictoria. Отделку и кузов этого
автомобиля выполнили итальянские мастера. Краснодеревщики и обивщики приложили
максимум усилий, дабы лимузин отличался от классического Citroen C6. Большинство
элементов кузова, включая и массивную радиаторную решетку, покрыли позолотой, интерьер
отделали дорогим деревом и бархатом.
К разработке автомобиля
для Папы ответственно подошли также и немцы из компании Mercedes. В 1930
тогдашнему иерарху Пию XI подарили шикарный лимузин 460 Nurburg, который в
плане отделки перещеголял предыдущий Citroen C6E Lictoria. Кстати, этот
Mercedes оказался долгожителем, поскольку за рулем «старичка» любил проехаться даже
Иоанн Павел Второй.
Следующий Папа,
Пий XII, тоже предпочитал Mercedes. Особенно Папу восхищал кабриолет 230. В начале
Второй мировой редкую для того времени машину подарили Ватикану. И собственно на
том Mercedes митрополит Римской провинции ездил по предместьям Рима, дабы
успокоить верующих. Но по иронии, автомобиль поломался, поэтому понтифик пересел
на Graham Paige 837.
После войны дорогих
подарков от автогигантов Ватикан достаточно долго не получал. Только когда
Иоанн XXIII надел корону в Ватикане появился Chrysler Crown Imperial, ландоле
Mercedes 300d и кабриолет Lancia Flaminia.
В 1965 немецкие инженеры
создали новый ландоле для Павла VI. Это был роскошный 6,3-литровый Mercedes Pullman.
В 1975 Павел VI начал
новую традицию. Вместо лимузина монарх выбрал внедорожник. Именно Toyota Land
Cruiser покорил Папу высоким расположением трона, а водители хвалили тяговитый
дизель, понижающую передачу. Собственно благодаря этому автомобиль фактически полз
со скоростью пешехода. При миссионерских поездках это было крайне важным.
Иоанн Павел II также
предпочитал внедорожники. Знаменитое покушение в 1981, когда фанатик Мехмет
Агджа ранил Папу, он находился внутри полноприводного Fiat Campagnola. Именно с
того времени для Папы создавали исключительно бронированные машины. В 1982
Ватикан получил Land Rover. Сзади был пуленепробиваемый колпак, сделанный из прозрачного
стекла.
Впрочем, больше
всего тогдашнему Папе нравился белый Mercedes Geländewagen, который является, наверное,
самым известным папамобилем.
Следующий монарх,
Бенедикт XVI, предпочитал кабинетную тишину публичным выступлениям. Поэтому папамобилями
он пользовался редко, хотя автопарк обновился кардинально. Бенедикт оказался
верен Mercedes. Новую машину инженеры создавали по совершенно новому рецепту:
вместо колпака Geländewagen оборудовали быстросъемной капсулой.
|